Фильм об одиночестве и таланте. Первый раз смотрела давно, и больше помнила сюжет, чем детали, которые и наполняют картину символизмом и противостоянием. Первое, бросающееся в глаза, противопоставление - архитектура. Дом
Эдварда настолько вычурный, полный деталей, и мрачные цвета в нем
контрастируют с одинаковыми, цветными домиками жителей города. В городе
все правильно, все выверено до каждой минуты - мужья на таких же
цветных машинках как по команде приезжают домой, все ходят по дорожкам,
даже если эта дорожка неоправданно изогнута и проще пройти по прямой.
Эти люди виляют, лицемерят и скрывают под маской благообразности и
коллективизма свою ограниченность и бессмысленность своего
существования. Искусственный человек же оказался наделен даром творить, потому что
искусство - это единственный способ выразить себя, доказать самому
себе, что ты существуешь зачем-то. Развивая свои способности на
протяжении многих лет, Эдвард, бесспорно, бессмертен, он добился
отточенности движений в обращении со своими ножницами, но эти ножницы
остаются беспомощными в отношении его самого и других людей -
прикоснуться, означает причинить боль. Еще одно противопоставление бледному, погруженному в себя творцу -
бесхитростный, пышущий здоровьем мальчишка, озабоченный только своими
выгодами и игрой. Он не может творить, ему удается только разрушать все
вокруг себя, он не умеет беречь и создавать, потому что чаще всего все
приходит к нему как бы само собой в силу того, что он просто красив. Но
как только появляется вещь, которой он не может добыть, он
изворачивается и использует другого.
Бертон - идеальный творец для готических сказок. Бертон художник,
который видит красоту в уродстве или создает ее в нем. Формальность,
шаблонность и штампы - это то, что под его видением превращается в
новые образы и аллегории.