Такой феномен, как готическая сексуальность, ни в коем
случае нельзя рассматривать в отрыве от понятий стиля и имиджа. В данной
субкультуре стандарты привлекательности очень сильно связаны с образами
хищного, вампирического начала, которое, однако, проявляет себя не столько в
поведении, сколько в одежде. Всем известно сходство внешнего облика готов и
приверженцев садомазохизма, но не многие по-настоящему осознают причины
подобной общности. Сходные черты стиля гот и SM начали проявлять себя с самых
ранних лет существования готики, и это связано не только с особенностями
мировосприятия готов, но и с влиянием среды, в которой существовали идейные
предки нынешних адептов готического стиля - панки.
Готика, - и от этого никуда не деться, - постпанковское
течение, и стандарты сексуальности современной готики берут своё начало ещё в
эпохе панк-рока. Что интересно, в музыкальном мире одним из первых людей,
стоявших за популяризацией кожаных вещей в стиле SM, был Малькольм Макларен,
знаменитый продюсер самих Sex Pistols. В качестве дизайнера он участвовал в
разработке коллекций подобной одежды для бутика SEX, принадлежавшего Вивьенн
Вествуд. Многие называют этот бутик местом рождения стиля панк. При этом вещи,
выставленные в бутике SEX, в большей степени демонстрировали уклон в сторону
эпатажа и нигилизма, нежели действительное пристрастие к половым извращениям.
Одним из характерных элементов данного стиля являлись безопасные булавки,
продеваемые сквозь щёку. Подобный гротеск был нужен панкам в большей степени
для шокирования обывателей, а не для демонстрации своих истинных эротических
фантазий. Для многих ранних панков садомазохизм был символом тщательно
скрываемых пороков респектабельного общества. Известный английский панк Нильс
Стивенсон в своих мемуарах под названием «Бездельник» вспоминает о женщине по
имени Линда, жившей неподалёку от Букингемского дворца и оказывавшей садистские
сексуальные услуги многим членам британской правительственной элиты. Линда
часто общалась с музыкантами Sex Pistols и очень любила рассказывать истории о
том, как она била кнутом разных публичных деятелей. По словам Стивенсона,
панков очень веселило то, что Линда «порабощала тех, кто порабощал нас», и при
этом брала за свою работу немалые деньги.
Бутик SEX, помимо прочего, выпускал футболки с
изображениями откровенно гомосексуального характера. Гомосексуализм не был
распространён среди панков; тем не менее многие из них любили собираться в
гей-клубах, служивших прибежищем для маргиналов и изгоев всех мастей. Один из
панков того времени вспоминает: «Единственными заведениями, где мы могли
появляться в той одежде, которую нам хотелось носить, были гей-клубы». Многие
панки, провозглашавшие себя изгоями, вполне свободно чувствовали себя в
компании отвергаемых обществом извращенцев. Однако основные, самые влиятельные
представители этого течения являлись откровенными гомофобами, в их числе был и
Сид Вишез, один из лидеров Sex Pistols, постоянно появлявшийся на публике в
майке с изображением свастики.
Ещё одни классики панк-рока, Adam and the Ants, стали
первой группой, в имидже которой садомазохистские элементы стали носить
характер культа. Это был уже не эпатаж, а целенаправленная попытка создать
новую субкультурную традицию, в которой черты SM были бы неотъемлемой частью
внешнего стиля. Продукция группы – флайеры, постеры, майки и балахоны пестрели
изображением затянутых в кожу и железо дуэний и связанных страдающих девушек, а
сам Адам периодически появлялся в подобном виде на сцене, причём его лицо
оставалось полностью закрытым кожаной маской. При этом ни Адам, ни его группа
не практиковали садомазохизм, продолжая использовать его черты лишь в качестве
имиджа. Но Adam and the Ants стали первой группой, основной внешней чертой
которой стали элементы запретного, агрессивного секса.
Огромное распространение в мире музыки элементы SM
получили в эпоху пост-панка. Именно тогда внешние черты «альтернативной»
сексуальности весьма органично слились с такими чертами стиля гот, как мрачный
романтизм и декаденство. Большое влияние на формирование готических стандартов
сексуальности оказал английский журнал Skin Two, основанный на базе клуба
фетишистов в первой половине восьмидесятых. На данный момент Skin Two является
крупным европейским изданием, первым в ряду средств информации подобного рода,
и все критики неизменно признают, что степень воздействия, оказанного этим
журналом на стиль и молодёжную моду конца двадцатого века, поистине огромна.
Именно деятельность Skin Two спровоцировала беспрецедентный спрос на вещи в
садомазохистском стиле, начавшийся в восьмидесятые и продолжающийся, по сути,
до сих пор. Корсеты, бондаж и чёрная обтягивающая кожа в наши дни являются
стандартной формой вечерней одежды девушек-готок. Одна из самых известных готических
барышень восьмидесятых, Житан ДеМон из группы Cristian Death, так
прокомментировала своё пристрастие к подобного рода вещам: «Я поняла, что
ношение латекса позволяет выглядеть очень изыскано и сексуально. Это создаёт ту
атмосферу, сюрреалистическое настроение, которое я так люблю в своей музыке».
Так или иначе, огромное множество современных готов имеют на этот счёт иную
точку зрения, они носят вещи в стиле SM по другим соображениям. Для более
детального понимания сексуальности готического типа необходимо рассмотреть
несколько терминов, имеющих к ней самое непосредственное отношение.
Термин «фетишизм», ныне используемый для обозначения
многих видов извращённого секса, берёт начало в глубокой древности и происходит
от слова «фетиш», обозначающего предмет, служащий вместилищем для божества.
Этим предметам поклонялись, причём это поклонение нередко носило эротический
характер. Цель многих древних ритуалов – слияние с божеством - в данном случае
осуществлялась в сексуальном плане. И это стало одной из причин того, что в
наши дни слово «фетишизм» в основном означает сексуальное пристрастие к вещам,
в основном к деталям нижнего белья. Фетишистами называют себя многие люди,
пытающиеся прослыть оригиналами, будучи не в курсе, что ещё несколько
десятилетий назад фетишизм считался не сексуальным отклонением, а психическим
заболеванием. Один из главных исследователей этого явления, Рихард фон
Крафт-Эббинг, работавший над этой темой в конце XIX века, тесно связывал
фетишизм с алголагнией – особым видом извращения, предполагающего получение
эротического наслаждения от испытываемой боли. Часто используемые
Крафт-Эббингом термины «садизм» и «мазохизм» носят более широкий характер –
помимо болевых ощущений, основной смысл сексуальных действий здесь сводится к
чувству абсолютного психического подавления другого человека (или, наоборот,
себя самого). В статье, опубликованной в прошлом номере нашего журнала, мы
подробно рассмотрели разрушительную эстетику де Сада, теперь, для более
объективного понимания проблемы, нам нужно обратиться к трудам ещё одного
сомнительного персонажа мировой культуры – австрийского психиатра и писателя
Леопольда фон Захер-Мазоха, по имени которого названо одно их наиболее
известных половых извращений. Самое известное литературное произведение Захер-Мазоха,
«Венера в мехах», повествует о том, как сильная и властная женщина по имени
Ванда заманивает в ловушку своего любовника Северина, после чего подвергает его
изощрённым истязаниям. Эта тема позднее была продолжена в романе французского
писателя-декадента Октава Мирбо «Сад пыток», рассказывающем о чудесном
восточном саде, где пытки являются своеобразным видом искусства. Здесь
запредельная боль соседствует с красотой и чувственностью, а окровавленные
орудия экзекуции и истерзанные тела являются великолепным декоративным
дополнением к экзотической флоре. В отличие от Мирбо, Захер-Мазох уделял
большее внимание скорее психологической стороне дела – его герой Северин
отчаянно жаждет не столько физической боли, сколько психологического унижения.
В честь романа Мирбо был назван один из крупнейших
фетишистских клубов Лондона, открывшийся в 1990 году. Огромную часть
посетителей клуба составляют готы, традиционно проявляющие повышенное внимание
к тематике извращённого секса. Садизм и мазохизм, являющиеся, по сути, двумя
аспектами одного и того же явления, афишируют насилие как неотъемлемую часть
секса, и эта догма – слияния любви и разрушения - традиционно отвергается
общественным мнением, автоматически становясь достоянием Тёмной Стороны.
Запретная, болезненная, извращённая сексуальность весьма органично сочетается с
мрачной романтикой, депрессией и эскапизмом, становясь частью мировоззрения
готов. Осмелюсь заявить, что все настоящие готы – безнадёжные романтики, и
табуированные, отторгнутые социумом сексуальные стандарты являются частью их
романтического восприятия жизни. Здесь же следует добавить, что теория, к
счастью, редко переходит в практику: по-настоящему очень мало кто из подобной
публики действительно занимается садомазохизмом. Скажем больше: то, что когда-то
считалось запретным, уже давным-давно приобрело легальный статус, и показная
извращённость, особенно при условии того, что это практически ничем не чревато,
представляет весьма сомнительную ценность.
Одним из наиболее распространённых готических фетишей
является вампиризм. Романтический вампиризм в европейской традиции всегда имел
эротический подтекст – притягательность зла проявляет себя прежде всего в
сексуальном плане. Такие вещи, как «Дракула» и «Камилла», написанные более ста
лет назад, лишены откровенно эротических сцен, хотя сексуальная составляющая
этих произведений выглядит достаточно прозрачно. Граф Дракула является одним из
самых могущественных сексуальных символов современной культуры, о максимальном
увеличении его демонической притягательности позаботился кинематограф.
«Камилла» Шеридана Ле Фаню впервые привнесла в вампирскую тематику лесбийские
мотивы, что, опять же, получило впоследствии весьма широкое распространение.
Сексуальность вампиризма во многом основана на подавлении; таким образом,
садомазохистские элементы вновь выходят на первый план. Современная вампирская
литература является насквозь эротической, достаточно сказать, что знаменитая
Энн Райс, автор «Вампирских хроник», в своё время выпустила сразу несколько
«готических» романов для женщин (Райс использовала псевдонимы Энн Рэмплинг и
А.Н. Рокелор). Для этих книг было характерно наличие демонических героев и
чёткой атмосферы садомазохизма, а в остальном это были обычные женские романы,
отчасти наследующие традиции готической литературы начала девятнадцатого века.
Парадокс в данном случае состоит в том, что в самых известных произведениях на
вампирскую тематику сам по себе секс отсутствует начисто, его, как правило,
заменяет питьё крови, которое и даёт эротическое наслаждение. Вампирская
сексуальность – сексуальность без секса, но, несмотря на это, в девяностые годы
Европу охватило повальное увлечение подобного рода эротизмом. Именно тогда в
Старом Свете было основано сразу несколько тематических журналов, одним из
самых известных изданий этого вида стал Blue Blood. Журнал позиционирует себя
как издание контркультурной эротики. Издатели Blue Blood, Амелия G и Форест
Блэк характеризуют кредо своего детища следующим образом: «Это предназначено
для людей с самой разной сексуальной ориентацией, мы не замыкаемся на чём-то
одном. Готическое влияние является весьма сильным, так же, как и вампирские
фишки, но вообще нас интересует любой необычный секс с панковским или
рок-н-ролльным уклоном, как, например, фетишизм или модификация тел». Страницы
Blue Blood пестрят порнофотографиями готических моделей, участвующих в сценах
фетишистского и извращённого характера. Более того, вампирская сексуальность
перекочевала и в кино: на рубеже последних десятилетий было снято несколько
порнофильмов на готическую тематику. Порноготика, на мой взгляд, является
апогеем экстремальных проявлений готического эротизма, по крайней мере, на
данный момент. В этом отношении особую славу приобрёл режиссёр Майкл Нинн,
получивший прозвище «Орсон Уэллс от порно». Фильмы Нинна «Ритуал», «Ночь
навсегда», «Шок» отличаются неожиданно высоким техническим уровнем и сюжетами,
нехарактерно сложными и интересными для порнографических фильмов. Кино Нинна
выглядит очень готично, сам режиссёр говорит о своём творчестве следующее:
«Тьма может быть весьма выразительным художественным средством. Ведь известно,
что по-настоящему хороший секс всегда происходит в дурных местах». Характерным
примером здесь является сцена из фильма «Шок», в которой героиня совокупляется
с двумя ожившими гаргульями. «Ночь навсегда» полна эпизодов сношения с демонами
на покрытых туманом кладбищах, при этом главный герой скитается по земле,
проклиная всевышнего, тем самым превращая сюжет фильма в некий вариант
порно-версии романа «Мельмот – скиталец» Мэтьюрина, одного из центральных
произведений готической литературы.
Готическая сцена сама способствует распространению
эротической продукции. У многих готических музыкантов вызывают раздражение
попытки мэйн-стрима использовать мотивы готической сексуальности в своих сугубо
коммерческих целях. Многие готы организуют свои эротические сайты, характерным
примером здесь является «Gothic Sluts», созданный по инициативе Blue Blood, и
эта контора заявляет о себе так: «Мы открыли этот сайт, потому что устали
смотреть на то, как мэйн-стрим пытается пролезть на нашу сцену, заполнить её
изображениями обычных девушек с идиотскими клыками». На сайте Gothic Sluts
обнажённые готические барышни, покрытые татуировками, ласкают черепа и огромных
пауков, простирают свои тела на могильных плитах и облизывают человеческие
кости. Другой подобный интернет-ресурс, Barely Evil, характеризуется как «новый
безумный сайт, созданный для того, чтобы показать вам дьявольских куколок,
сладких ведьм, готических тёлок, порочных молодых панк-гёрлз, сексуальных
сатанинских шлюх и злую фантазию». Звучит заманчиво и глуповато, но что ещё
нужно хорошим людям?
В музыкальном мире мотивы готического эротизма появились,
как говорилось выше, ещё в эпоху панк-рока. Попытаемся проследить некоторые
интересные моменты внедрения стандартов сексуальности именно в саму готику.
Женская группа из Финляндии Two Witches, в которой, кстати, начинала свою
музыкальную карьеру солистка Lacrimosa Анне Нурми, в своём имдже традиционно
смешивала такие характерные для готики элементы, как фетишизм и вампиризм, с
язычеством. Популярность Two Witches за последние годы незаслуженно снизилась,
а ведь эту группу не просто так называют основателями финской сцены. Помимо
прочих известных музыкантов, здесь начинал даже Виле Вало. Jyrki Witch, лидер
группы, обозначает главные мотивы своего творчества как секс и страсть. В
интервью одному из европейских журналов она говорит, что вампирские мотивы её
группы основаны на «мистических аспектах: жизнь без конца, сила соблазнения и
весь этот сексуальный фетишизм (красный цвет, кровавые поцелуи, кровь сама по
себе, укусы…)». Two Witches, помимо вампиризма, привносят в готическую
сексуальность ещё один мотив – языческий. «Я лучше буду жить язычницей в грехе
и похоти, чем покупать ваши глупые сказки о рае и аде». При этом Two Witches
настаивают на том, что они далеки от сатанизма. Ещё одна готическая группа,
Inkubus Sukkubus из Англии, также является проповедником язычества и его
первозданной похоти. Вокалистка Кандия и гитарист Тони МакКормак исповедуют
Викку – неоязыческую религиозную доктрину, крайне популярную в Европе и
Америке. МакКормак говорит о том, что их привлекают многие аспекты Тёмной
Стороны, например, инкубы и суккубы – демоны разврата, питающиеся сексуальной
энергией.
Мотивы язычества, служащие для многих готов альтернативой
общепринятой религии с её запретами, элементы демонического вампиризма и
шокирующего BDSM (bondage, domination, sadism, masochism), всё это, что ни
говори, проявление РОМАНТИЧЕСКОГО мировоззрения. Современная готика –
романтическое явление, и все её адепты традиционно противопоставляют себя и
свои чувства окружающему миру, как это делали в девятнадцатом веке герои
Байрона. К сожалению, нам слишком часто приходится иметь дело с весьма наивным
пониманием вопроса. Многие готы провозглашают себя сексуально раскрепощёнными
язычниками, не зная, что в традиционных языческих обществах система запретов
подчас была в огромное количество раз строже христианской. Готы увлекаются
вампирами, опять же, не зная, что это литература сделала этих созданий
романтичными и дьявольски привлекательными, а в древней мифологии они по
большей части представлены как зловонные, безликие и бесформенные создания,
практически не обладающие собственным разумом. Готы вызывающе одеваются в кожу
и латекс, но очень мало кто из них действительно практикует агрессивный секс. Таким
образом, всё, описанное выше, является прежде всего проявлением
романтически-эскапистского мировоззрения, и это приводит к действительно
прекрасной мысли: романтизм жив, а значит, для нас ещё не всё потеряно.
Источник: http://www.angelgothic.ru/publ/3-1-0-83 |