— Тема вампиров породила сегодня целую субкультуру.
Как Вы думаете, в чем причина интереса современных людей к такой
мрачной теме? Почему она сегодня столь актуальна?
— Действительно, вампиры всегда были представлены в фольклоре
и литературе как порождения зла и мрака, как существа, абсолютно
враждебные людям. Если вспомнить таких «классических» вампиров, то видно: они
вызывают только ужас и неприязнь. Современные же книги, все эти «Сумерки»
и так далее, создают небывалый ранее образ эдакого романтичного вампира.
Мне кажется, этот образ — прямое порождение современной идеологии
потребления. Ведь если вдуматься, вампир символизирует некий идеал
потребительского отношения ко всему. Он всё время потребляет — чужую
кровь, чужую жизнь. У него нет других целей. Если бы вампиры могли пить
деньги, они бы пили деньги (что, кстати, и обыграл Виктор Пелевин
в романе «Ампир В»). Но деньги — это некий эрзац, а кровь —
носитель жизни. Девиз общества потребления — «Бери от жизни всё!». И в этом
смысле образ вампира сегодня является неким архетипом идеального потребителя,
который берет от жизни всё, включая и жизнь других людей. Он всегда модно
одет, он прекрасно выглядит, у него масса каких-то недоступных обычным
людям возможностей, он изящен, красив, силен. То есть для поколения «Дома-2»,
которое воспитано на гламурных образах, мелькающих на телеэкране, вампир —
это всего лишь еще один модный тусовщик. И для такой аудитории по большому
счету уже нет принципиальной разницы, что именно пьет вампир — человеческую
кровь или шампанское по десять тысяч долларов за бутылку. И то,
и другое воспринимается просто как некий напиток, доступный лишь
избранным, в круг которых хочется попасть любой ценой. И, конечно,
тут имеет место извечная человеческая мечта о бессмертии или хотя бы очень
долгой жизни, которыми, по легенде, обладают вампиры.
— Для того чтобы продолжать пить кровь…
— Да, чтобы продолжать пить кровь, потреблять. На мой взгляд, вампиризм —
это идея потребления в самом его концентрированном виде. Но обратите
внимание на важный момент: вампиры вечно голодны. Оказывается, идеальный
потребитель никогда не может насытиться: купил «Жигули», надо бы купить «Форд».
Купил «Форд», хорошо бы купить «Лексус», купил «Лексус», а вот —
«Бентли», тоже хорошая машина... И так во всем. А современная
рекламная культура формирует и стимулирует такой вечный голод всеми силами
и средствами. «Потребляй, потребляй, потребляй!». Вот основной заводной
ключик современного общества: создавать у человека потребности, которых
ранее он не испытывал. Сегодня действие рекламы на человеческую душу
действительно подобно укусу вечно голодного вампира, который
и в своей жертве пробуждает неутолимую жажду.
Источник: http://www.newsland.ru/news/detail/id/647990/cat/16/ |