Вампиры в мировой литературе
и культуре не являются какими – либо новыми веяниями, их не выдумал и ирландец
Брем Стокер в своем всемирно знаменитом романе «Дракула». Бессмертные, жаждущие
крови, в среднеевропейской культуре известны очень давно. А во многих
государствах до сих пор существует вера в умерших, которые выбираются из своих
могил, чтобы высосать кровь у обычных людей. Однако в 19 веке увлеченность
читателей оккультизмом и народным фольклором одновременно с такой модной
тенденцией того времени, как звучно декламировать эмоции, подзадоривала
компанию авторов той эпохи (наряду со Стокером следует также упомянуть Джона
Полидори, Джозефа Лефана) создавать отдельные вампирские образы.
В своем роде «Дракула» был первооткрыватель современного вампирского текста,
так как, в первую очередь, очаровал читателя своей эпохи умело использованной
техникой «надежного рассказчика». Конечно, роман состоит из, казалось бы,
аутентичных документов, дневников, писем, телеграмм героя. Роман накаляет
эмоции, так как читатель в любой момент знает ровно столько, сколько и сам
автор. Автор также вынужден данные кусочки событий – загадок выстраивать в
единую картину. Этот метод льстит самолюбию критичного читателя, но
одновременно и увеличивает степень искренности повествования. Таким образом,
мир фольклора реален, он живет среди нас - бойтесь! И читатель действительно
боится. Вторым революционным шагом стало инкорпорирование страшных образов в 19
веке в столь знакомую читателю картину – мир, где действуют современные
технологии того времени: печатная машинка, паровоз и телеграф. И именно в эту
революционную среду врывается паранормальный фактор не в религиозно –
возвышенном, а парализующем от ужаса аспекте. По этой причине критики в образе
вампира разглядели рациональные страхи человека 19 века – страх иммиграционной
волны, женской независимости, запретного сексуального разнообразия и т.д. Новый
введенный Стокером жанр эксплуатировался достаточно долгий период, пока не был
сведен до обычного клише.
Новое дыхание стагнирующему жанру подарили опубликованные Энн Райс
«Вампирские хроники». Первый роман серии «Интервью с вампиром» стал
одновременно классикой и краеугольным камнем нового литературного образа
вампира, причем не только в гетересексуальном аспекте. Райс переворачивает
вверх ногами сюжетную базу традиционного вампирского рассказа: хороший герой –
это злобный вампир. Сделав героем и одновременно жертвой именно вампира, Райс
не испугалась появления вопроса о субъективизме категорий хорошего и плохого.
Исповедь вампира Луи – по - барочному яркая. Она насыщена «смертельной»
эстетикой. Текст четко отражает сознание, одиночество, отчаяние, чувство вины и
непонимание жизни такого человека, который пережил слишком много эпохальных
перемен в прямом и переносном смысле этого слова. Уже после нескольких
прочитанных страниц можно понять, что вампиры Райс – это гиперболизированные
метафоры современных человеческих эмоций.
Работы Райс дали новую жизнь наполовину умершему жанру, и современные авторы
вампирской
литературы, подловили эту ноту. Они часто делают своих героев угнетенным
меньшинством среди других людей. На смене 20 и 21 веков один за одним следовали
фильмы и литературные произведения, посвященные этой тематике – «Salem's Lot»
Стивена Кинга, серия романов Шарлин Харрис, Дарена Шэна и Лорел Гамильтон,
подростковый сериал «Баффи против вампиров», бестселлер 1994 года «Интервью с
вампиром» с одними из лучших голливудских звезд в главных ролях, и еще, и еще…
Источник: http://www.rusarticles.com/literatura-statya/vampiry-v-literature-3206786.html |